Памяти Александра Лермана (1952—2011)

Александр Лерман

1967—1968
Ансамбль «Виолончелисты» при музыкальной спецшколе им. Гнесиных

1968—1970
«Ветры Перемен»

1970—1971
«Скоморохи»

1972—1974
«Весёлые Ребята»

1974
«Аракс»

1974—1975
«Добры Молодцы»

1975
«Весёлые Ребята»

1976—1977
“Sasha & Yuri”

10 октября 2011 года в Ньюарке (штат Делавэр, США) умер Александр Лерман — человек, чьё имя неразрывно связано с творчеством таких музыкальных коллективов СССР как «Скоморохи», «Добры молодцы», «Аракс» и, особенно, «Весёлые ребята» — одной из самых мощных и популярных бит-групп того периода.

А. Лерман был не просто талантливым музыкантом, он был одним из тех, кто стоял у истоков возникновения и развития русского рока. Не просто исполнения в стиле «рок» песен на русском языке, а подлинно культурного феномена — музыкального направления, базирующегося на русской музыкальной традиции, элементах русского фольклора.

Вадим Голутвин («Весёлые ребята», «Воскресение», «СВ», «Аракс»):

О Саше Лермане. Фрагмент передачи «Слагаемые успеха» радиостанции «Москва.FM».

Первую известность как музыкант Александр получил в московской группе «Ветры перемен», которая обрела популярность благодаря богатому многоголосию и обращению к русской фольклорной и церковной мелодике, воплощённой в композициях «Новгородский пир», «Для песни задушевной», «Долина-долинушка» и др. Позже он стал участником первого состава «Скоморохов» А. Градского.

В 1970 г. Лерман уезжает в Литву и поступает в Вильнюсский Государственный университет, где изучает английский язык и культуру (не прекращая выступлений с группой «Скоморохи»). А в 1972-м возвращается в Москву, чтобы начать профессиональную работу на сцене в составе ВИА «Весёлые ребята», бывшего в начале 70-х сильнейшим во всех отношениях эстрадным музыкальном коллективом. Это увлечение музыкой и филологией наряду с серьёзным, профессиональным отношением он пронесёт через всю свою жизнь.

В составе «Веселых ребят» А. Лерман участвовал в записи множества пластинок ансамбля и диска-гиганта «Любовь — огромная страна» (1973 г.). Его голос доминирует на фонограммах того периода, а звучание группы «подстроено» под тембр Лермана, под его манеру исполнения.

В начале 1974 г. Александр переходит в «Аракс», в ту пору — ансамбль Театра «Ленком», где отрабатывает всего один сезон, приняв участие в постановке «Тиля», первого музыкального спектакля М. Захарова на подмостках «Ленкома», а также успев сняться у Георгия Данелии в художественном фидьме «Афоня».

Александр Лерман:

«В фильме Георгия Данелии «Афоня» есть эпизод с танцами. В этом эпизоде, после блюзового «белого танца», где за кадром Андрей Макаревич поет свой «Солнечный остров», начинается заводной сегмент. В кадре появляется Володя Полонский, бойко задающий ритм вступления, затем камера перемещается на нас с Юрой Шахназаровым (Шахназаров на гитаре, я на басу), и я запеваю: «Скоро стану я седым и старым, уйду на пенсию писать свои я мемуары. Напишу я, расскажу я всё как есть, как было, расскажу я, с кем не ладил и кого любил я» («Мемуары», музыка Юры Шахназарова, слова Валеры Сауткина)».

Видео-ролик «Мемуары»

В конце 1974 г. Лерман возвращается к концертной работе в составе ВИА «Добры молодцы». А в 1975-м принимает предложение Д. Тухманова записать композицию на стихи Гёте «Сердце, мое сердце» для альбома «По волне моей памяти». В том же году Александр на короткое время возвращается в «Веселые ребята».

Советская эстрада не дала Александру возможности петь и записывать собственные песни, близкий ему по духу материал. Это и подтолкнуло его к решению об отъезде из страны. Последнее выступление в СССР (с сольной акустической программой) состоялось в декабре 75-го в Архитектурном институте, где он поделил сцену с «Машиной Времени». В канун нового 1976 г. он навсегда покидает Родину.

Оказавшись в Сан-Франциско, Лерман вместе с ещё одним московским рок-эмигрантом, Юрием Валовым из «Скифов», в составе рок-группы «Sasha & Yuri» два года выступал с концертами по всему Западному побережью.

Алексей Цветков (поэт, прозаик, эссеист, критик и переводчик):

«С Сашей Лерманом мы познакомились в Италии, в Остии, в 1975 г., где все мы, начинающие эмигранты, ожидали в ту пору въездных виз в США. Это был очень яркий человек, как могут засвидетельствовать все, кто его знал, и эти беззаботные дни ожидания мы проводили в совместных скромных застольях.

Но потом разъехались: мой путь лежал в Нью-Йорк, а они с Юрой Валовым отправились в Сан-Франциско. Через полгода мной вновь овладела жажда странствий, тоска по неведомой Калифорнии, и я воссоединился с друзьями.

К тому времени они уже не только выступали вместе, но даже сколотили экзотическую для Америки рок-группу под очевидным названием «Саша и Юрий». В этом качестве они прославились не только в Калифорнии, но даже побывали гостями общенациональной телепередачи, посвященной рок-н-роллу».

Юрий Валов («Скифы», «Голубые Гитары»):

«...Когда мы собрались и стали играть, копируя ли Битлз, исполняя ли свои вещи, в том числе аранжируя русские народные песни, на них это произвело очень серьезное впечатление, и мы взлетели настолько быстро, что сами не отдавали себе отчета, куда мы попали. Через месяц после того, как мы начали выступать, мы попадали на такие шоу, на которые сами американские музыканты годами пытаются прорваться. Мы открывали концерт для Боба Сигера, играли вместе с Томом Фогерти».


После поступления в 1977 г. в аспирантуру Йельского университета Александр отошёл от активного музицирования. В 1985-м он защитил докторскую диссертацию, а в 1989-м инициировал создание Кафедры русского языка и литературы в Делавэрском Университете, где и проработал все последующие годы профессором русского языка и культуры, занимаясь индоевропеистикой, этимологией и русской литературой.

Юрий Валов:

«...Саша все время подавал заявления во всякие университеты, и в конце концов его пригласили учиться в Йельский университет. У него всю жизнь, насколько я его знаю, из-за его необыкновенной одаренности, было болтание между языкознанием и музыкой. И эта проблема была решена все-таки в сторону языкознания».

Алексей Цветков:

«...Какое-то время казалось, что дорога дальше — только вверх, но что-то пошло не так. Короткое время мы с ним вместе работали в сан-францисской газете «Русская жизнь». В конечном счёте, Саша, который был не только музыкальным вундеркиндом, но и филологом по образованию, поступил в аспирантуру Йельского университета, а я — в Мичиганский. Иногда я навещал его в Нью-Хейвене, потом в Нью-Йорке и, наконец, в Делавэре, где он занял профессорскую должность в штатном университете. Но затем судьба на много лет увела меня в Европу.

Когда я вернулся в США в 2007 году, мы созвонились, и он пообещал пригласить меня в университет выступить. Но свидеться опять нам помешала его безвременная кончина, разразившаяся как гром среди ясного неба».

Тем не менее, музыку Лерман не переставал писать никогда.

В 1993 году А. Чиненков и В. Голутвин, с которыми Александр познакомился и подружился ещё в «Веселых ребятах», предложили ему записать авторский альбом с песнями времён «Ветров Перемен», «Скоморохов» и «Аракса». В записи приняли участие старые друзья и соратники Лермана: уже упомянутые Чиненков (труба, перкуссия) и Голутвин (гитары), а также Е. Казанцев (бас-гитара), С. Рудницкий (клавишные), А. Абрамов (ударные), В. Андреев (звукорежиссура). Записанный материал был издан в виде двух альбомов фирмой RDM: CD «Ветры перемен», 1995, и CD «Перемена ветра», 1998.

О записи альбома «Ветры перемен»
(фрагмент фильма А.Чиненкова «Группа “СВ”»)

О записи альбома «Перемена ветра»
(фрагмент фильма А.Чиненкова «Группа “СВ”»)

Юрий Валов:

«...Лерман — уникальный, талантливый человек, звезда того времени: он хорошо пел, играл на нескольких инструментах и писал очень интересную музыку. Он был в то время одним из самых сильных рок-композиторов.

...Я на всю жизнь запомнил, как однажды приехал к нему по какому-то поводу, был майский вечер 1968 года, закат, а Саша говорит: «Я тут песню придумал...» — и он взял виолончель и стал петь свою песню...»

Алексей Цветков:

«...Он, бесспорно, был одним из самых неординарных и талантливых людей, каких мне довелось встретить в жизни, его смерть ощущается как брешь в мироздании. Тем отраднее видеть, что многие помнят о нём по сей день и чтят его память».

Александр Лерман

Вокальные записи Александра Лермана

Аудиофайлы представлены лишь для ознакомления.